|
…еских кадров школы через курсовую подготовку в школе |
2009-2010г. |
Администрация школы |
2 | Проведение открытых уроков с применением ИКТ – технологий | 2009-2010г. | Учителя - предметники |
3 | Создание учителями – предметниками методических и дидактических пособий с использованием ПК |
2009-2010г. |
Учителя - предметники |
Проект «Педагогические инициативы»
Цель: Использование ИКТ - технологий в учебном процессе
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Участие в конкурсах, проектах, грантах района и края | В течение года |
Учителя-предметники |
Результат:
· Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современных информатизационных технологий
Программа развития
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Ачан Амурского муниципального района Хабаровского края
Содержание:
I.Информационная справка о школе
II.Проблемный анализ состояния школы
3.1. Наше видение миссии школы
3.2. Перспективная модель развития школы
IV.Стратегия и задачи перехода к новой школе
Цели и задачи преобразования новой школы
V.План действий по реализации программы преобразования новой
План реализации подготовительного этапа
План реализации основного этапа
План реализации итогового этапа
VI. Ожидаемые результаты
I. Информационная справка о школе
Школа села Ачан была открыта в 1928 году, в 1978 г перешла в новое здание. Школа функционировала как основная, а с 2003 года имеет статус средней общеобразовательной школы.
В 2005 г. переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ачан Амурского муниципального района Хабаровского края.
Школа расположена в национальном селе компактного проживания малочисленных народов Севера, в котором проживают 569 человек, из них нанайцев - 438 нанайцев.
На территории села расположены: детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, администрация сельского поселения, магазины, национально-культурный центр «Силэмсэ», библиотека, почтовое отделение.
В 2005 году школа прошла аттестацию, аккредитацию и лицензирование.
Школа включает следующие ступени обучения:
1-я ступень – начальное общее, срок обучения 4 года
1, 2, 3-4 классы - общеобразовательные
2-я ступень – основное общее, срок обучения 5 лет
5 – 9 классы - общеобразовательные
3-я ступень – среднее (полное), срок обучения 2 года.
10,11 классы – общеобразовательные
Режим работы школы определяется шестидневной учебной недели и пятидневной для учащихся 1-го класса, начало занятий первой смены – 08.15, второй смены – 13.30, продолжительность урока - 45 минут, продолжительность перемен между уроками:
минимальная – 10 минут
максимальная – 20 минут
Занятия ведутся в две смены:
Всего 10 классов-комплектов:
1-я ступень – 3 класса-комплекта;
2-я ступень – 5 классов-комплектов;
3-я ступень – 2 класса-комплекта.
Во вторую смену проводятся факультативные, индивидуальные занятия, работают кружки и секции различных направлений. Школа оказывает платные услуги по подготовке неорганизованных детей к школе.
Образовательное учреждение укомплектовано преподавателями согласно штатному расписанию полностью. Средний возраст педагогов 38 лет. Общая численность педагогических работников –17.
а) По уровню образования:
б) По стажу работы:
в) По квалификационным категориям:
Разработан план переподготовки педагогических кадров, который ежегодно реализуется. Всего за 5 лет прошли курсы повышения квалификации 12 человек, что составляет 70% числа всех педагогических работников.
В школе обучаются дети 4 национальностей, из них нанайцы составляют 88%
Количественные показатели по годам:
Годы | Численность учащихся | Средняя наполняемость классов (чел.) | |
Классов-комплектов (классов-комплектов) | Учащихся (чел.) | ||
2003-2004 | 11 | 108 | 10 |
2004-2005 | 11 | 98 | 9 |
2005-2006 | 10 | 95 | 10 |
Количественные показатели по ступеням обучения а 2006-2007 учебном году:
| Всего учащихся (чел.) | Первая ступень (чел.) | Вторая ступень (чел.) | Третья ступень (чел.) (чел.)Всего по школе |
Общее количество обучающихся |
97 |
31 |
48 |
18 |
Количество классов первой смены |
7 |
2 |
3 |
2 |
Количество классов второй смены |
3 |
1 |
2 |
- |
По социальному составу родители учащихся распределяются следующим образом:
По образовательному уровню родители имеют:
Школа располагается в двух зданиях: основное и арендуемая часть помещения дошкольного учреждения. В здании школы проходит общеобразовательный процесс для учащихся 5-11 классов, в здании дошкольного учреждения – образовательный процесс для учащихся 1-4 классов. Здание старое, не типовое, одноэтажное, в котором нет спортивного и актового залов, мастерской для уроков труда, помещения для кружковой работы, имеет 6 комбинированных учебных кабинетов, 1 кабинет информатики на 5 рабочих мест без выхода в Интернет, библиотеку, столовую на 30 мест, административные и служебные помещения.
Учебные кабинеты физики и химии не оснащены специализированной мебелью, необходимой для учебного процесса. Для реализации информационно-образовательного процесса имеется:
- кабинет информатики
- локальная сеть;
- мультимедийный проектор;
- учебные и методические пособия по информатике;
- ноутбук;
- оборудованное рабочее место библиотекаря;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- DVD - плеер
В фонде библиотеки школы насчитывается литература:
- художественная – 1960 экз.
- научно-популярная – 350 экз.
- учебная – 1467 экз.
- методическая – 600 экз.
Работа педагогического коллектива средней общеобразовательной школы села Ачан направлена на разработку и апробацию новой системы организации учебно-воспитательного процесса, основанного на традициях семьи, народа.
Основой воспитания в школе стал подход, предполагающий воспитание интереса к национальной культуре, положительного отношения к культурно-историческому опыту.
С целью освоения культурных, духовных традиций, сохранение и развитие языка проведен районный семинар «Развитие разговорной речи, творческих способностей учащихся при изучении родного языка на уроках и во внеурочное время». На семинаре рассмотрены вопросы:
1. Родной язык – основа воспитания детей.
2. Учебно-методическое обеспечение.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка.
4. Создание условий для развития языковой среды.
5. Развитие творческого потенциала учащихся.
6. Использование этнокультурных традиций в воспитательном процессе школы.
Перед коллективом поставлены следующие цели:
Школа работает по базисному учебному плану, в котором определены федеральные и национально-региональные компоненты. Реализация национально-регионального компонента осуществляется через предметную область «Родной язык»
Результаты итоговой аттестации, анализ выполнения тестовых заданий и контрольных работ показывает, что все учащиеся осваивают стандарты образования.
Коллектив школы принимает активное участие в конкурсах, соревнованиях, смотрах, конференциях.
2002 год – участие в межрайонном конкурсе по разработке учебно-дидактического материала по нанайскому языку
2003 год – участие в краевых педагогических чтениях «Организация учебно-воспитательного процесса на идеях этнопедагогики»,
районный семинар «Развитие разговорной речи, творческих способностей учащихся при изучении родного языка на уроках и во внеурочное время» на базе школы.
2004 год - школа участвует в межрайонном конкурсе «Лучший учитель родного языка», учитель становится победителем конкурса,
2004 год - совместная работа учителей родного языка с преподавателями Московского государственного университета им. Ломоносова по созданию компакт-диска по фольклору.
2005 год – учащиеся являются призерами районной и межрайонной олимпиады по родному языку и национальной культуре.
2006 год - призеры краевого конкурса кабинета родного языка.
Система воспитательной работы школы используется для мотивации учащихся познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.
Система работы школы бережно сохраняет культурные традиции народа: проводится большая по пропаганде и сохранению национальной культуры, истории села, нанайского языка, ритуальных обрядов, песен. Работают кружки декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, работа с берестой, рыбьей кожей, изготовление национальных изделий из ткани и бисера), краеведения. Во внеурочное время школьники активно посещают занятия детского образцово-показательного ансамбля «Тасима» («Лепешечки») при национально-культурном центре села, которые средствами своего предмета воспитывают в детях их национальное самосознание, желание продолжать народные традиции. Традиционными стали проведение фольклорных недель, фестивалей, олимпиад, сельских праздников
Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни, развитие национальных видов спорта и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в школе являются мероприятия: День здоровья, День семьи, лыжные соревнования, соревнования по настольному теннису, северному многоборью и летним национальным видам спорта, которые проводятся совместно с родителями, учителями. Спортивная команда – призер районных соревнований по Северному многоборью, национальным видам спорта. В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению:
Традиции школы:
Школа осуществляет тесное сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением № 35, танцевальными ансамблями национально-культурного центра села, является базовым учреждением проведения семинаров для учителей родного языка школ Амурского района. На базе школы регулярно проводятся районные спортивные соревнования по национальным видам спорта, районные экологические и этнографические экспедиции, привлекая учащихся школы села к совместной исследовательской деятельности.
II. Проблемный анализ школы
С целью изучения социального заказа было проведено анкетирование родителей, общественности, выявление степени удовлетворенности процессом обучения и воспитания. Результаты, полученные в ходе анкетирования, показали, что 90% опрошенных считают нужным изучать родной язык, начиная с детского сада, 83% - хотят постигать секреты национальных традиционных ремесел, 100% - желают, чтобы дети занимались национальными видами спорта, 64% - интересуются танцами. Под воздействием запросов социума школа вынуждена искать системные решения.
Таким образом, вырисовываются следующие проблемы:
Проблема | Что уже сделано | Что не удовлетворяет |
I. Сохранение и развитие родного языка и культуры.
| 1. Имеются кадры по данному предмету. 2. По базисному учебному плану родной язык изучается как обязательный предмет, введен факультатив по фольклору в 5-7 классах. 3. Внедряются предметы, изучающие традиционные формы декоративно-прикладного искусства: трудовое обучение, изобразительное искусство, музыка с национальной направленностью 4. Школьники участвуют в школьных, районных и краевых олимпиадах по родному языку и национальной культуре. 5. Ведется работа по оснащение кабинета родного языка научно-методической, справочной литературой, книгопечатной продукцией, таблицами, техническими средствами обучения. 6. Учителя участвуют в краевом конкурсе кабинетов родного языка, по разработке учебно-наглядных и дидактических пособий, в межрайонном конкурсе среди учителей родного языка. 7. Учителя участвуют в районных и краевых методических конференциях, семинарах, конкурсах по родному языку. 8. Организована работа по созданию проекта «Спасем свой язык». 9. Знание языка закрепляется на занятиях в танцевальном ансамбле.
| 1. Отсутствие языковой среды, падение интереса к овладению родным языком. 2. Люди, говорящие на родном языке в быту, представители старшего поколения. 3. Язык изучается в основном на уроке, а в другое время и в других местах не говорят на родном языке. 4. Учителя начальных классов не имеют дополнительную квалификацию «Учитель родного языка». 5. Не проработана модель сельской школы с выходом на профильное обучение в старших классах. 6.Недостаточное обеспечение цифровыми ресурсами, печатными наглядными таблицами и дидактическими материалами, методическими пособиями по родному языку. 7. Отсутствие мастерских для проведения занятий по трудовому обучению, прикладному искусству, кружковой работы. 8. Пассивное участие в проектно-исследовательской деятельности в области языка и национальной культуры.
|
II. Возрождение традиционных национальных видов спорта, их воспитательное и практическое значение |
1.Соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации учебного процесса. 2. Приоритетность в содержательной части проведения урока по физической культуре отдается национально-региональному компоненту физического воспитания. 3.Организованные секции по национальным видам спорта, настольному теннису отвечают повышенному интересу детей. 4.Проводятся мероприятия спортивно-патриотического направления: декады Мужества, соревнования эстафеты, Дни здоровья, походы и экскурсии. 5. Школьники участвуют в районных и краевых соревнованиях по национальным видам спорта. 6. Проводятся недели профилактики с участием родителей, медицинских работников, лектории. 7. Ведутся занятия с учащимися в специальной медицинской группе. 8.Проводится плановая диспансеризация школьников. 9.Имеются необходимые пособия и методическая литература. 10. Организована работа по составлению проекта «Национальные виды спорта»
|
1. Текучесть кадров по физической культуре. 2.Отсутствие в школе спортивного зала. 3.Ограниченный выбор секций. 4.Отсутствие в штатном расписании ставки педагога дополнительного образования. 5.Недостаточное количество оборудования и инвентаря для занятий секцией по национальным видам спорта.
|
III. Воспитание интереса и любви к национальному искусству, приобщение к традиционным промыслам. |
1. Проводятся совместные праздники национальной культуры и искусства. 2. Создан школьный музей в кабинете родного языка, в котором представлены этнографические предметы народного быта и материалы по историческому прошлому населения. 3. Ведется краеведческая работа по сбору материалов по этнографии, истории и знатных людях села. 4. Организованы кружки декоративно-прикладного искусства, художественной резьбы по дереву, вышивке, изготовлению сувениров из дерева, ткани, меха, кости. 5.Ведется сбор материалов произведений устного народного творчества и их исполнителей. 6. Организуются выставки, театрализованные спектакли, конкурсы. 7. Организована работа по созданию проект «Национальная игрушка» 8.Осуществляется творческое сотрудничество школы и национально-культурного центра села. |
1. Не ведется работа по привлечению учащихся и родителей в районные этнографические экспедиции. 2. Отсутствует связь с краеведческим музеем района. 3. Не ведется работа по изучению спроса и реализации изделий народных промыслов, сувениров. 4.Отсутствие социокультурного комплекса на селе. 5. Нет отдельного помещения для школьного музея.
|
Но главное - добиться желаемого результата социального заказа школа может, если будет построено новое типовое здание, на базе которой продолжит работу социокультурный центр, деятельность которого намного расшириться в сравнении с сегодняшними условиями деятельности школы.
III. Формирование концепции развития школы
Ушедший XX век, завершив собою второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешенных проблем.
Самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета народа приводящее к трагедиям в судьбах наций и отдельной личности. Как справедливо полагал академик Д.С Лихачев «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, … культурная среда … необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Забывая свои корни, человек раскрывает связь времен и поколений, а человек без прошлого, лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем.
Пути возрождения этносов в значительной мере связаны с развитием их языков. Главная роль в сохранении и развитии языков, упрочении их позиции справедливо отводится национальной школе. Именно осознание национально-культурной значимости родного языка обеспечивает, в первую очередь, необходимый интерес к его изучению, предопределяет заботу о его сохранении и трансляции следующим поколениям. Актуальность изучения родного языка в школах Севера становится на сегодняшний день первоочередной задачей, так как родной язык это не только средство обучения и познания мира, но и средство фиксации и сохранения национальных культурных традиций и приобщения к ним подрастающего поколения. Обучение родному языку имеет и большое воспитательное значение. Человек, владеющий родным языком, является не только носителем, но и знатоком определенной части культуры своего народа. Эти же знания пробуждают в нем глубокий интерес к истории этноса, к которому он принадлежит, его обычаям и традициям, особенностям быта и производственно-хозяйственной деятельности, верованиям, культуре в целом, осознанное и заинтересованное отношение ко всему, что дорого его народу.
Концепция отражает новый этап в развитии школы с изучением предметов, изучающих язык и национальную культуру.
Сегодня, при современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением.
3.1. Наша школа должна соответствовать стремительно меняющейся жизни, чтобы ученик в школе на равных сразу по окончанию школы мог «включиться в темп».
Цель: Продолжение »