…еских кадров школы через курсовую подготовку в школе

 

2009-2010г.

 

Администрация школы

2

Проведение открытых уроков с применением ИКТ – технологий

2009-2010г.

Учителя - предметники

3

Создание  учителями – предметниками методических и дидактических пособий с использованием ПК

 

2009-2010г.

 

Учителя - предметники

 

 

Проект «Педагогические инициативы»

 

Цель:  Использование ИКТ - технологий  в учебном процессе

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Участие в конкурсах, проектах, грантах района и края

В течение года

 

Учителя-предметники

 

 

Результат:

·        Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современных информатизационных технологий

 

Программа развития

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Ачан Амурского муниципального района Хабаровского края

Содержание:

I.Информационная справка о школе

II.Проблемный анализ состояния школы

  1. Формирование концепции развития школы

         3.1.    Наше видение миссии школы

3.2.          Перспективная модель развития школы

IV.Стратегия и задачи перехода к новой школе

Цели и задачи преобразования новой школы

V.План действий по реализации программы преобразования новой

  План реализации подготовительного этапа

  План реализации основного этапа

  План реализации итогового этапа

VI. Ожидаемые результаты

      I.      Информационная справка о школе

Школа села Ачан была открыта в 1928 году, в 1978 г перешла в новое здание. Школа функционировала как основная, а с  2003 года имеет статус  средней общеобразовательной школы.

В 2005 г. переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ачан Амурского муниципального района Хабаровского края.      

Школа расположена в национальном селе компактного проживания малочисленных народов Севера, в котором проживают 569 человек, из них нанайцев - 438 нанайцев.

На территории села расположены: детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, администрация сельского поселения, магазины, национально-культурный центр «Силэмсэ», библиотека, почтовое отделение.

В 2005 году школа прошла аттестацию, аккредитацию и лицензирование.

Школа включает следующие ступени обучения:

1-я ступень – начальное общее, срок обучения 4 года

1, 2, 3-4 классы - общеобразовательные

2-я ступень – основное общее, срок обучения 5 лет

5 – 9 классы - общеобразовательные

3-я ступень – среднее (полное), срок обучения 2 года.

10,11 классы – общеобразовательные

Режим работы школы определяется шестидневной учебной недели и пятидневной для учащихся 1-го класса, начало занятий первой смены – 08.15, второй смены – 13.30,  продолжительность урока - 45 минут, продолжительность перемен между уроками:

минимальная – 10 минут

максимальная – 20 минут

Занятия ведутся в две смены:

Всего 10 классов-комплектов:

1-я ступень – 3 класса-комплекта;

2-я ступень – 5 классов-комплектов;

3-я ступень – 2 класса-комплекта.

Во вторую смену проводятся факультативные, индивидуальные занятия, работают кружки и секции различных направлений. Школа оказывает платные услуги по подготовке неорганизованных детей к школе.

Образовательное учреждение укомплектовано преподавателями согласно штатному расписанию полностью. Средний возраст педагогов 38 лет. Общая численность педагогических работников –17.

а) По уровню образования:

б) По стажу работы:

в) По квалификационным категориям:

Разработан план переподготовки педагогических кадров, который ежегодно реализуется. Всего за 5 лет прошли курсы повышения квалификации 12 человек, что составляет 70%  числа всех  педагогических работников.

В школе обучаются дети 4 национальностей, из них нанайцы составляют 88%

Количественные показатели по годам:

Годы

Численность учащихся

Средняя наполняемость классов

 (чел.)

Классов-комплектов

(классов-комплектов)

Учащихся

(чел.)

2003-2004

11

108

10

2004-2005

11

98

9

2005-2006

10

95

10

 

Количественные показатели по ступеням обучения а 2006-2007 учебном году:

 

 

Всего

учащихся

(чел.)

Первая ступень

(чел.)

Вторая

ступень

(чел.)

Третья ступень

(чел.)

(чел.)Всего

по школе

Общее количество

обучающихся

 

97

 

31

 

48

 

18

Количество классов первой смены

 

7

 

2

 

3

 

2

Количество классов второй смены

 

3

 

1

 

2

 

-

 

По социальному составу родители учащихся распределяются следующим образом:

По образовательному уровню родители имеют:

Школа располагается в двух зданиях: основное и арендуемая часть помещения дошкольного учреждения. В здании школы проходит общеобразовательный процесс для учащихся 5-11 классов, в здании дошкольного учреждения – образовательный процесс для учащихся 1-4 классов. Здание старое, не типовое, одноэтажное, в котором нет спортивного и актового залов, мастерской для уроков труда, помещения для кружковой работы, имеет 6 комбинированных учебных кабинетов, 1 кабинет информатики на 5 рабочих мест без выхода в Интернет, библиотеку, столовую на 30 мест, административные и служебные помещения.

Учебные кабинеты физики и химии не оснащены специализированной мебелью, необходимой для учебного процесса. Для реализации информационно-образовательного процесса имеется:

- кабинет информатики

- локальная сеть;

- мультимедийный проектор;

- учебные и методические пособия по информатике;

- ноутбук;

- оборудованное рабочее место библиотекаря;

- телевизор;

- видеомагнитофон;

-   DVD - плеер

В фонде библиотеки школы насчитывается  литература: 

- художественная – 1960 экз.

- научно-популярная – 350 экз.

- учебная – 1467 экз.

- методическая – 600 экз.

Работа педагогического коллектива средней общеобразовательной школы села Ачан направлена на разработку и апробацию новой системы организации учебно-воспитательного процесса, основанного на традициях семьи, народа.

         Основой воспитания в школе стал подход, предполагающий воспитание интереса к национальной культуре, положительного отношения к культурно-историческому опыту.        

С целью освоения культурных, духовных традиций, сохранение и развитие языка проведен районный семинар «Развитие разговорной речи, творческих способностей учащихся при изучении родного языка на уроках и во внеурочное время». На семинаре рассмотрены вопросы:

1. Родной язык – основа воспитания детей.

2. Учебно-методическое обеспечение.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка.

4. Создание условий для развития языковой среды.

5. Развитие творческого потенциала учащихся.

6. Использование этнокультурных традиций в воспитательном процессе школы.

Перед коллективом поставлены следующие цели:

Школа работает по базисному учебному плану, в котором определены федеральные и национально-региональные компоненты. Реализация национально-регионального компонента осуществляется через предметную область «Родной язык»

Результаты итоговой аттестации, анализ выполнения тестовых заданий и контрольных работ показывает, что все учащиеся осваивают стандарты образования.

Коллектив школы принимает активное участие в конкурсах, соревнованиях, смотрах, конференциях.

2002 год – участие в межрайонном конкурсе по разработке учебно-дидактического материала по нанайскому языку

2003 год – участие в краевых педагогических чтениях  «Организация учебно-воспитательного процесса на идеях этнопедагогики»,

районный семинар «Развитие разговорной речи, творческих способностей учащихся при изучении родного языка на уроках и во внеурочное время» на базе школы.

2004 год -  школа участвует в  межрайонном конкурсе «Лучший учитель родного языка», учитель становится победителем конкурса,

2004 год - совместная работа учителей родного языка с преподавателями Московского государственного университета им. Ломоносова по созданию компакт-диска по фольклору.

2005 год – учащиеся являются призерами районной и межрайонной олимпиады по родному языку и национальной культуре.

2006 год -   призеры  краевого конкурса кабинета родного языка.

Система воспитательной работы школы используется для мотивации учащихся познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.

 Система работы школы бережно сохраняет культурные традиции народа: проводится большая по  пропаганде  и сохранению национальной культуры, истории села, нанайского языка, ритуальных обрядов, песен. Работают кружки декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, работа с берестой, рыбьей кожей, изготовление национальных изделий из ткани и бисера), краеведения. Во внеурочное время школьники активно посещают занятия детского образцово-показательного ансамбля «Тасима» («Лепешечки») при национально-культурном центре села, которые средствами своего предмета воспитывают в детях их национальное самосознание, желание продолжать народные традиции. Традиционными стали проведение фольклорных недель, фестивалей, олимпиад, сельских праздников  

Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни, развитие национальных видов спорта и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в школе являются мероприятия: День здоровья, День семьи, лыжные соревнования,  соревнования по настольному теннису, северному многоборью и летним национальным видам спорта, которые проводятся совместно с родителями, учителями. Спортивная команда – призер районных соревнований по Северному многоборью, национальным видам спорта. В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению:

Традиции школы:

Школа осуществляет тесное сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением № 35, танцевальными ансамблями  национально-культурного центра села,  является базовым учреждением  проведения семинаров для учителей родного языка школ Амурского района. На базе школы регулярно проводятся  районные спортивные соревнования по национальным видам спорта, районные  экологические и этнографические экспедиции, привлекая учащихся школы села к совместной исследовательской деятельности.

         II.      Проблемный анализ школы

      С целью изучения социального заказа было проведено анкетирование родителей, общественности, выявление степени удовлетворенности процессом обучения и воспитания. Результаты, полученные в ходе анкетирования, показали, что 90% опрошенных считают нужным изучать родной язык, начиная с детского сада,  83% - хотят постигать секреты национальных традиционных ремесел, 100% - желают, чтобы дети занимались национальными видами спорта, 64% - интересуются танцами. Под воздействием запросов социума школа вынуждена искать системные решения.

Таким образом, вырисовываются следующие проблемы:

 

Проблема

Что уже сделано

Что не удовлетворяет

I. Сохранение и развитие родного языка и культуры.

 

1. Имеются кадры по данному предмету.

2. По базисному учебному плану родной язык изучается  как обязательный предмет, введен факультатив по фольклору в 5-7 классах.

3. Внедряются предметы, изучающие традиционные формы декоративно-прикладного искусства: трудовое обучение, изобразительное искусство, музыка с национальной направленностью

4. Школьники участвуют в школьных, районных и краевых олимпиадах по родному языку и национальной культуре.

5. Ведется работа по оснащение кабинета родного языка научно-методической,  справочной литературой, книгопечатной продукцией, таблицами, техническими средствами обучения.

6. Учителя участвуют в краевом  конкурсе кабинетов родного языка, по разработке  учебно-наглядных и дидактических пособий, в межрайонном конкурсе среди учителей родного языка.

7. Учителя участвуют в районных и краевых методических конференциях, семинарах, конкурсах по родному языку.

8. Организована работа по созданию проекта «Спасем свой язык».

9. Знание языка закрепляется на занятиях в танцевальном ансамбле.

 

1. Отсутствие языковой среды, падение интереса к овладению родным языком.

2. Люди, говорящие на родном языке в быту, представители старшего поколения.

3. Язык изучается в основном на уроке, а в другое время и в других местах не говорят на родном языке.

4. Учителя начальных классов не имеют дополнительную квалификацию «Учитель родного языка».

5. Не проработана модель сельской школы с выходом на профильное обучение в старших классах.

6.Недостаточное обеспечение цифровыми ресурсами, печатными наглядными таблицами и дидактическими  материалами, методическими пособиями по родному языку.

7. Отсутствие мастерских для проведения занятий  по трудовому обучению, прикладному искусству, кружковой работы.

8. Пассивное участие в проектно-исследовательской деятельности в области языка и национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Возрождение традиционных      национальных видов спорта, их воспитательное и практическое значение

 

1.Соблюдаются  гигиенические нормы и требования к организации учебного процесса.

2. Приоритетность в содержательной части проведения урока по физической культуре отдается национально-региональному компоненту физического воспитания.

3.Организованные  секции по национальным видам спорта, настольному теннису отвечают повышенному интересу детей.

4.Проводятся мероприятия спортивно-патриотического направления: декады   Мужества, соревнования эстафеты, Дни здоровья, походы и экскурсии.

5. Школьники участвуют в районных и краевых соревнованиях по национальным видам спорта.

6. Проводятся  недели профилактики с участием родителей, медицинских работников, лектории. 

7. Ведутся занятия с учащимися в специальной медицинской группе.

8.Проводится плановая диспансеризация школьников.

9.Имеются необходимые пособия и методическая литература.

10. Организована работа по  составлению проекта «Национальные виды спорта»

 

 

1. Текучесть кадров по физической культуре.

2.Отсутствие в школе спортивного зала.

 3.Ограниченный выбор  секций.

4.Отсутствие в штатном расписании ставки педагога дополнительного образования.

5.Недостаточное количество оборудования и инвентаря для  занятий секцией по национальным видам спорта.

 

 

 

 

III. Воспитание интереса и любви к национальному искусству, приобщение к традиционным промыслам.

 

1. Проводятся совместные  праздники национальной культуры и искусства.

2. Создан школьный музей в кабинете родного языка, в котором представлены этнографические предметы народного быта и материалы по историческому прошлому населения.

3. Ведется краеведческая работа по сбору материалов по этнографии, истории и  знатных людях села.

4. Организованы кружки декоративно-прикладного искусства, художественной резьбы по дереву, вышивке, изготовлению сувениров из дерева, ткани, меха, кости.

5.Ведется сбор материалов произведений устного народного творчества и их исполнителей.

6. Организуются выставки, театрализованные спектакли, конкурсы.

7. Организована работа по созданию проект «Национальная игрушка»

8.Осуществляется творческое сотрудничество  школы и национально-культурного центра села.  

 

1. Не ведется работа по привлечению учащихся и родителей в районные этнографические экспедиции.

2. Отсутствует связь с краеведческим музеем района.

3. Не ведется работа  по изучению спроса и реализации изделий народных промыслов,  сувениров.

4.Отсутствие  социокультурного комплекса на селе.

5. Нет  отдельного помещения для  школьного музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но главное  - добиться желаемого результата социального заказа школа может, если будет  построено  новое   типовое здание, на базе которой продолжит  работу  социокультурный центр, деятельность которого намного расшириться в сравнении с сегодняшними условиями деятельности школы.

         III.      Формирование концепции развития школы

Ушедший XX век, завершив собою второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешенных проблем.

Самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета народа приводящее к  трагедиям в судьбах наций и отдельной личности. Как справедливо полагал академик Д.С Лихачев «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, … культурная среда … необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Забывая свои корни, человек раскрывает связь времен и поколений, а человек без прошлого, лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем.

Пути возрождения этносов в значительной мере связаны с развитием их языков. Главная роль в сохранении и развитии языков,  упрочении их позиции справедливо отводится национальной школе. Именно осознание национально-культурной значимости родного языка обеспечивает, в первую очередь, необходимый интерес к его изучению, предопределяет заботу о его сохранении и трансляции следующим поколениям. Актуальность изучения родного языка в школах Севера становится на сегодняшний день первоочередной задачей, так как родной язык это не только средство обучения и познания мира, но и средство фиксации и сохранения национальных культурных традиций и приобщения к ним подрастающего поколения. Обучение родному языку имеет и большое воспитательное значение. Человек, владеющий родным языком, является не только носителем, но и знатоком определенной части культуры своего народа. Эти же знания пробуждают в нем глубокий интерес к истории этноса, к которому он принадлежит, его обычаям и традициям, особенностям быта и производственно-хозяйственной деятельности, верованиям, культуре в целом, осознанное и заинтересованное отношение ко всему, что дорого его народу.   

Концепция отражает новый этап в развитии школы с изучением предметов, изучающих язык и национальную культуру.

Сегодня, при современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением.

3.1. Наша школа должна соответствовать стремительно меняющейся жизни, чтобы ученик в школе на равных сразу по окончанию школы мог «включиться в темп».

Цель: Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz