Урок родного языка "Имя числительное" 

(закрепление) 

                                                     Киля Л.А.

Урок – соревнование Тема «Имя числительное» (закрепление)

Цели: закрепление изученного материала, уметь отличать имена числительные от других частей речи по их значению, уметь использовать числительные в речи и на письме, воспитание чувства взаимопомощи, дружбы.

Оборудование: учебник 7 класса, карточки, ребусы, нанайско-русский словарь.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами закрепим тему «Имя числительное» И вы покажете, что вы запомнили и чему научились. Запишите в тетради число, месяц, тему урока.

Итак, начинаем наш урок. Сейчас у нас необычный урок. В Хабаровске будет краевая спартакиада по национальным видам спорта. Ловкие, смелые, сильные люди нужны. Районные руководители решили организовать соревнование между командами Ачан и Джуен. Кто победит, тот и поедет. Собачьи упряжки готовы? Поехали!

Рис.1.

Физминутка: Гэ, андана хупигуэри, Хупигуэри андана. Эуси, таоси тутугуэри, Тутугуэри андана. Ав…Ав… Ав.

Начинаем соревнование. Путь не простой с препятствиями. Нужно определить расстояние Ачан – Эльбан, Джуен - Эльбан. У каждого свой путь. Кто первым доберётся, мы узнаем в конце соревнований. 1 задание. Перед вами примеры, не простые примеры, а круговые. 18 – 8; 10 + 5; 15 – 10; 5 + 9; 14 – 1; 13 – 3; 10 +2; 12 - 9; 3+7; Устно проговорите, а затем запишите словами по-нанайски числа. Кто быстрей? 47 172 642 3264

Физминутка-таокан: Чинк – чинк, чанк, чолока, болока, эурэнкэ, эйменкэ, чинк-чинк, чанк.

Сколько всего слов? (10)

Сколько километров проехали? (10км.)

Какой части речи данные числа?

Какие это числительные? (количественные).

А теперь образуйте количественные числительные в порядковые. Устный счёт: бонго, дюэечиэ, илиачиа, дуеэчиэ, тойнгиачиа, нюнгиэчиэ, надачиа, дякпиачиа, хуюэчиэ, дёачиа. (первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый)

При помощи, каких суффиксов образуются порядковые числительные? (при помощи суффиксов – чиа/ - чиэ, а-э-е) 2 задание. Попробуйте записать арифметические действия и числительные словами. Используя слова нонгиори, ачори, осигойни. Данные слова найдите в словаре. Читайте. 17+ 25 = 42 85 – 35 = 50 (дёан надан нонгиори хорин тойнга осигойни дэхи дюэр, дякпойнго ачори гочин тойнга осигойни сосай)

 Переведите устно на нанайский язык данные предложения. 3 дерева березы. 2 ведра картофеля. Физминутка: биа-биа, били-били, кэндэ-кэндэ, лэксэ, лэми, долбо тэс. Сколько слов? ( дёан-10) Сколько километров проехали? дёан-10км.) Вместе сколько стало? (хорин-20) Поехали дальше. 3 задание. Просклоняйте числительные илан, дюэе. И.п. илан дюэе В.п. илам - ба дюэе-вэ Т.п. илан-ди дюэе-ди Д.п. илан-ду дюэе-ду М.п. илан-дола дюэе-лэ Напр.п. илан-чи дюэе-чи Исх.п. илан-диади дюэе-диэди Прокомментируйте склонение данных числительных.

Работа по учебнику 7 класса с.72 задание 239. Все устали. Да и темно на улице. Давайте отдохнём. Отгадайте ребусы.

 Ребусы: Рис.2. Рис.3. Сколько прошли километров команды? (Ачан 3 км) (Джуен 5 км.) Молодцы! Поехали дальше. Вот и добрались до Эльбана. Последнее задание.

4 задание. Прочитайте текст. Найдите в нём собирательные числительные, произведите их морфемный разбор. Даи дё дякпачиани дуинтудиэри дичичи. Бэктэн бипиэ эмуни дичини. Нюнгундиэри димангосал дилухэчи. Тотапиа гучи илани исихачи. Назовите собирательные числительные. (дюэтудиэри, эмуни, нюнгундиэри, илани) При помощи каких суффиксов образуются собирательные числительные? (-диари/- диэри, - то/- ту, ни). Подведение итога. Соревнование закончилось. Сколько километров от Ачана до Эльбана? (25км.) До Джуена? (34км.) Чей путь длиннее? На сколько? Сегодня мы с вами, ребята, закрепили какую тему? - Имя числительное. Какие числительные по разряду знаете? Молодцы! Принимали участие самые умные, талантливые, ловкие, сильные ребята. Поедут на краевую спартакиаду обе команды. Назовите эти числа на нанайском языке. Найдите лишнее число. Расположите числа в порядке убывания. Прочитайте слово. 35 53 33 40 13 23 3 53 35 33 23 13 3 Б А Н И Х А

Урок окончен. Пэдэм дэрэдигусу. До свидания.

 

    Урок – практикум «МИ ХЭСЭИ - МИ ДИАИ»

                                       Звучит фонограмма.

 

     Бачигоапу андана, бариана! Буэ хэм «Мэнэ хэсэи хориори» проектоду би участникасалба банялайпу.Эйниэ эйду поагохачи нанай хэсэвэни улэн сари, улэси гурунсэл.

     Хэсэ  - культура основани -  хэм найсалду. Хэсэ уюн бини осини – найсал-да хэм уюн би. Буэ сагдилпу – да бунчи мэнэ хэсэвэри, колисалбари исованкичи. Буэ чава хони нангалаори, онгбори. Эйниэ, сумбивэ приглашалайпу урок – практикум  барони «Ми хэсэи – ми диаи». Ундусу, буэ хэсэпу хамача хэсэ? Нанай хэсэ. Гэ,тэрэк би.

     - Балана нанайсал эм даи дёгду хэмтудиэри балдихачи. Буэ-дэ сунди даи дёгду балди гурун осидяпу. (Класс делится на две команды. Вызывается с каждой команды по пять человек.)

- Эси ми сунду будемби букваку хаосакамба, суэ-тэни тургэнди халава таосангосу.

(раздаются карточки с буквами).

-Ундусу, суэ хамача хала? (Самар).

Сунду хамача хала? (Дигор)

Эйниэ эйду поагохачи дюэр хопан: Дигорсал,Самарсал.

Балана буэ сагдилпу халадоани мэн-мэн килтэнсэлку бичини.  Эуси ичэрэ, баогосу мэнэ килтэмбэри. (на столе разложены карточки с нанайскими гербами) - Хайва гисурэйни суэ килтэнсу? Гисурэусу.  Гэ,улэн. Сарису биэсикэ.  Эйниэ буэ мэнэ нанай хэсэдиэни хисангосидяпу, гой-гой заданиева тадяпу.Тэпчиури дюлиэлэни нянга хупигуэри.

Разминка. Нгала-нгала,нгалакан…..

Хупихэпу. Гэ, эси дёбодяпома.

 Туй би задание.  ХОЛАН.

-   Самарсал холаосу. (читают) Дигорсэл  улэн досодяосу.

(Каждый член группы читает по одному предложению).

                                       1слайд

 

  Ми бонгнамаи сирхэвэни хасисими, сапси киравани хэи дуэрэхэмби. Туй тамиа-тани сирхэ налаива лиас тоанкини. Ми олохамби. Мэнчии тоалохамби. Сирхэ-тэни чумчуэн алдандолани лур энуйни. Туй тайдоива муэдиэди дай кэчи агбинкини.

   «Кэчи», - дои барачилохани.

 

 

 

Холан 2

Хайва гадёхаси, Ака? Кэчивэ, биэси-кэ,- ама агдахани. – Ичэусу, Ака хай-да дайлани кэчивэ вахамбани!

   - Энэ-нэ, Ака, - эниэ ункини, тотара мимбивэ наманкини.

   - Эдиэнэ, соро долани нэгуивэ. Хаолиа соро-да даогои бахани.

Кэсиэ, кэсиэ. Дидю эуси, нэку, одёгоива, - туй ундэ, Даи Эниэ мимбивэ одёктахани.

 

Холан 3

Ми дои тэнг барачихани. Эниэ, ама, Даи Эниэ кэчичи гойдамари ичэдехэчи. Даи Эниэ ункини:

   - Кэчи анявани ангодямби.

 

-Холахасу. Эси улэн мурчирэ мэдэсимбэ таодагосу.

1.Хай муэдиэди агбинкини?

А)  Муэдиэди сирхэ агбинкини.

Б)   Муэдиэди пачи агбинкини.

В)  Муэдиэди даи кэчи агбинкини.

Г)   Муэдиэди бонгнама агбинкини.

 

2. Хайва Ака вахани?

А)  Даи усэлтэвэ вахани.

Б)   Даи кэчивэ вахани.

В)   Даи гасава вахани.

Г)    Даи калимива вахани.

 

•3.       Кэчи барони уй гойдами  ичэдехэчи?

А) Кэксэсэл ичэдехэчи.

Б) Солисал ичэдехэчи.

В) Эниэ, ама, Даи Эниэ ичэдехэчи.

Г) Гакисал ичэдехэчи.

 

 

4.  Даи Эниэ хай анявани ангорива дёмбохани?

 А)  Балдиохан ини анявани.

 Б)  Сикун айнгани анявани.

 В)  Кэчи анявани.

 Г)   Эниэ анявани

5. Хайду нучикэндюэн умэкэчихэчи?

А) Мангбоду

Б) Ониду

В) Намоду

 

- Хамача согдата Мангбоду бивэни сагои, хусэ гурунсэлбэ  ботандами энэвэмбури.

Физминутка: Чокой сар,чокой сар

                        Гиолимари энэйпу

                       Чокой-сар, чокой сар

                       Адоликамба тулэйпу.

                        Чокой,чокой,чокой…

Гэ, хусэ гурунсэл ботандамари хэвэнчи энэхэчи.

-Экэсэл-тэни  худгисэгуэчи баргихачи. Хайва баргихамбачи, эси садяпу. Эуси ичэусу.

-  Дюэечиэ задание.          4 слайд

   Буквасал долани сиаптанги сирихани. Холаосо.

 

 А Б  Д  М  Ю Ь Т И С А Ж К Х А

В Г С Д Ж  И Ф П А Ю Э Т Е З А

Б В Э Д Ж И П М Ф Ю Э  С Т О Н

Э С Г И Е В М Ф У Ж В К О С Р Э

С З Г О Ф Р Л ЮК И В Н М Т П А

 

-Гэ, экэсэл хайва баргихачи? – СОЛИМА.

- Солима хони ангори? Хамача амтакади? Нёнгиан амтака, сингэктэ, кутумиэктэ, амолихан амтакани….

- Гучи хайва нэури? – сиата,эпэн, симуксэ. Тэрэк би.

-  Эуси ичэусу, гучи хайва худгисэгуэчи нэхэчи.

                                         5 слайд

- Илиачиа задание.  – Эй заданиеду холаосо, хамача депури дяка сирихани?

 

 НАСКАТ – ТАКСАН

 

 -Хайва  гучи экэсэл нэхэчи? –Таксамба нэхэчи. Хай дяка таксан? –Рыбный паштет. Хони ангори?

- Гэ, хусэсэл-дэ дидюхэ ботахандиари. Согдата–да вахачи.

Хамача согдатава вахамбачи  эси садяпу. Эх лингдангданя дяримба сарису? Дяригоари. (поют)

                                           6 слайд

- Физминутка: Эх ,лингдангданя.     

-Хамача согдата вахачи?  Кэчи, гучэн, лаха вахачи.Гучи гэрбиэсиусу согдатава.

Работа с карточками «Согдата».

Эй хай? Адин….. .  Гэ,улэн. Талава талахапу. Амта тала.

Согдатади хони би депури дякава ангори? Гэрбиэсиусу. Сигдэ, бонгаликан…  . Согбоди хайва ангори? Тэтуэвэ, отава, апомба, оива, качамава ангори.

                                            7 слайд

Тойнгиа задание. Эси-тэни туй би задание. Холаосо.                                               

           М А Н Г Б О Н Г К А Н С А Л

- Эй хэсэсэлди гой-гой хэсэвэ ангосу.

(Пока работают группы задание для остальных.)

Дюэр хопан дёбойдоачи буэ-дэ(обращается в зал) дёбодяпу.

- Холара, пулэ хэсэвэ баогосу. (Найти лишнее слово)

8 слайд

  1. --list--Дёа тургэнди сихэни.

2. Ми нёани энуи эрин дидянгкини.

3. Тэтурэ, боачи дёкчи ниэхэмби.

4.Тэм горола, дидяла эм пава нгэгден бичини: уй-ну, ми-мэт онгасами мутэчини.

5. Олокиана отолихамби,тава Моранга дёгдоани дегдэйни.

6. Ихонду сим бичини.

 Баниха. Улэн дёбохасу.

(к группам)Ангохасо? Холаосо.

 

Нюнгиэчиэ задание.                9 слайд

.- Эй задание Самарсал-ду(читают Самары) (отвечают на вопрос Дигоры)

Буэ На пиктэни тапу,

 Мангбо Дама пурилни,

 Дуэнтэ дялани тапу,

 Даи страна пурилни,

 Аминаи хэсэвэни, нангалами ачаси,

  Онгбоми-да ачаси.

- Эй хэсэсэлбэ  уй нирухэни? А.П. Ходжер хайва ундини? Суэ хони мурчису?

 

                                      10 слайд

Надачиа задание Дигорсэл-ду (читают Дигоры, отв. на вопрос Самарсал).

Андана! Элэ нанайвари сагогоари,

Хэсэвэри хоричигоари

Нэкуэнэ, долдиосу!

Туй оян, нэен хэсэвэри

Хони налаори, онгбори.

 

- Эй стихивэ уй нирухэни?

- Хайва П.К. ундини? – Уйчи ундини? Буэ мэнэ хэсэи онгбоми ая? Ачаси. - Хони нангалаори туй оян,нэен хэсэвэ.

-  Понгса Константинович,  Анна Петровна

 тэрэк ундичигуэ. Сагдилпу-да туй  унгдичи: мэнэ хэсэи улэн саорива гэлэйни. Тэдючимэри тачиочиосу нучикэндюэмбэ! Дёгдоари пурилсэлдиэри хисангосу. Буэ тасипу осини, уй тай. Гэ, андана, буэ-дэ бусэсигуэри, тэдючимэри нучикэндюэмбэ алосигоари. Мэнэ хэсэи хоригигоари. Буэ хэсэпу хамача хэсэ?  Нанай хэсэни. Тотай осини буэ, уй тапу? Нанисал.

 

Исп. песня «Нанай найни»

  Буэ хэсэпу хони би хэсэ?  Нэен,оян, гучкули…. Баниха.

 Я сегодня показала небольшой фрагмент урока—практикума «Язык мой – друг мой». Такие  уроки можно проводить по разным темам. По теме «Моя малая  родина», «Край родной любимый»

«Родное Приамурье моё» и др.

Хочу  закончить свой урок словами П.К. Киле

Наши предки  сквозь толщу времени,

Борясь за существование, спасая свой род,

Донесли до нас язык, культуру,

Традиции и историю народа

Так сохраним же это сокровище

Для наших будущих детей.

 

Улэн биусу, аяди балдиосо!

 

 

 

 

   

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz